Главная » Статьи » Мои статьи

Семинар «Инновационные формы и методы подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников»

Семинар «Инновационные формы и методы подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников»

 

         Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованной.

         Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.

          Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

          Сегодня одаренными детьми называют:

  • детей с интеллектом выше среднего;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

 

Система моей работы с одаренными детьми

 

         Цель работы учителя с одаренными учащимися: создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

         Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для развития одаренных детей.

         В последние годы в России всё больше внимания стали уделять олимпиадам различного уровня и различных направлений. Если раньше во Всероссийской олимпиаде школьников районного уровня участвовали в основном учащиеся 9-11 классов, то сейчас уже участвуют с 7 класса. А в таких олимпиадах, как «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т. п. дети участвуют уже с начальных классов. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации. В этом и заключается значимость и актуальность олимпиадного движения, поэтому олимпиады являются одним из основных направлений работы с одаренными детьми в школе.

         Готовить детей к участию в предметных олимпиадах нужно начинать с начальной школы. Работу по подготовке я провожу в течение всего учебного года.

С одаренными детьми я работаю 4-ый год. По всем предметам в структуре моего урока я отвожу несколько минут (3-5) для заданий по развитию индивидуальных способностей. Мы решаем  кроссворды, разгадываем шарады, ребусы и т.д.

Ребята с интересом, увлеченно включаются в работу, пробуют свои силы и получают похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход способствует высокой активности детей и  желанию поучаствовать еще раз.

С высокомотивированными детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

Очень часто в классе провожу викторины по предметам, вопросы подбираю из тематики пройденного материала, включаю в викторины задания, на развитие креативного мышления ( «Мозговой штурм», «Какая из фигур лишняя?», «Верю - не верю!», «Заблудился» и т.д.)

Дети с интересом участвуют в таких мероприятиях. Многие пытаются самостоятельно подготовить задания для следующих викторин, я поддерживала их в этом, потому что самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Для этого они  объединяются в группы по интересам, начинается работа. Дети с интересом ищут информацию в Интернете школьной библиотеки,  где установлен сетевой фильтр, работа же дома требует помощи и контроля со стороны родителей. А кто же, как не они могут им в этом помочь?!

В процессе поиска информации для новых викторин, ребята пользуются заданиями из портала «Снейл», где скачивают архивы с примерами заданий по разным конкурсам, также пользуются заданиями из портала «Интеллектуально-творческий потенциал России», где проводятся заочные конкурсы  - олимпиады.

Ребята охотно пользуются моим личным сайтом, где на страничке «Виртуальная школа» размещена коллекция интернет - ресурсов на викторины, игры, олимпиады, тренажеры, конкурсы. Так же для ребят есть страница «Словари», «Памятки» необходимые для успешной учебы, выполнения домашних заданий, самостоятельного обучения.

В качестве одного из путей подготовки к олимпиадам предлагаю задания на дом типа: "Составь аналогичную задачу", "Придумайте ребусы по теме",

"Составьте кроссворд», "Придумай продолжение сказочной истории» и т.п. Также в качестве домашнего задания предлагаю олимпиады, используя олимпиадные задания прошлых лет. Рекомендую учащимся пользоваться дополнительной литературой, самостоятельно вести поиск решения проблем.

Одной из форм подготовки младших школьников  к Всероссийской олимпиаде  является участие в различных конкурсах, викторинах.

Учащиеся моего класса участвуют в конкурсах, чемпионатах, викторинах таких как: «Русский медвежонок», «Ёж», «Умный мыслитель», «Лингвистический детектив», «Светлячок», «Кириллица», «Муравей», «Вундеркинд» и т.д.; в олимпиадах: I ПОТОК ВСЕРОССИЙСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД 2015-2016 ГГ., Центр дистанционных предметных олимпиад «ПЯТЁРОЧКА», Международные олимпиады «Эверест».

При подготовке к конкурсам и олимпиадам мы столкнулись с тем, что нет единой  системы действий. Путем проб и ошибок  нами  выработан  пошаговый  алгоритм, по которому и происходила подготовка к следующим конкурсам, олимпиадам. Он помог нам грамотно распределить свои силы.

1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.

2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.

3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.

4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.

5 шаг – оформление работы.

6 шаг – сдача работы.

Этот алгоритм помог достичь определенных результатов (см. приложение 1).

          Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательские проекты моих учащихся за 2012 – 2015 уч.год  представлены в  таблице (см. приложение 2).

 

Диагностика успешности

 

Диагностика успешности обучения –  обязательное условие работы учителя сегодня

  • необходимо сместить акценты с контроля соответствия знаний, умений, навыков учащихся на контроль индивидуальной динамики продвижения каждого ученика;
  • контроль должен быть совместной деятельностью учителя и ученика, учащиеся должны быть полноправными субъектами контролирующей деятельности. Одним из проявлений такой деятельности должно быть самооценивание продвижения по предмету;
  • необходимо существенно усилить диагностическую функцию контроля, использовать результаты контроля как основу дифференцированной работы по предмету.

 

Примеры заданий педагогической диагностики

Оценка заданий от 0 до 3 баллов.

Работа завершена. Было ли тебе интересно, было ли трудно, что показалось тебе самым простым, а что самым сложным?

  1. Пожалуйста, подчеркни или допиши нужные слова – их может быть несколько.

А) Большинство заданий показались мне: очень простыми, лёгкими, средними по трудности, трудными, очень трудным __ ________________

Б) Задания были: интересными, необычными, скучными ________

В) Мне кажется, что эта работа выполнена мною: очень хорошо, нормально, плохо _____________________________________

      2)  Если хочешь, напиши, какое задание показалось тебе:

         а) самым лёгким № ____________________________________

         б) самым интересным № _______________________________

         в) самым трудным № __________________________________

 

В данное время выбор олимпиад огромен. Мы с ребятами заинтересовались также Всероссийской  олимпиадой для младших школьников по предметам, организованные Центром талантливой молодежи, «Мир конкурсов от Уникум», «Фактор роста» (скриншоты).

Результаты деятельности учащихся, представленные выше, позволяют судить о том, что  вышеизложенная модель работы с одаренными детьми дала положительный результат. Поэтому, следует продолжить развивающую работу в этом направлении.

 

 

Приложение 1.

Участие  учащихся в конкурсах

2012-2015 уч.год

 

ФИО

Наименование мероприятий

Результат

  1.  

Гепалова Анастасия

Всероссийский чемпионат начальной школы "Вундеркинд" (осенний сезон)

3 место

  1.  

Евдокимова А,

Гепалова А,

Живодеров Н,

Чичадиев И, Ульянова К

Районный интеллектуальный марафон среди учащихся 2 классов

2 место

  1.  

Гепалова Анастасия

Чемпионат начальной школы "Вундеркинд" (весенний сезон)2 класс

Лауреат

  1.  

Гепалова А

 

Чемпионат начальной школы "Вундеркинд" (весенний сезон)3 класс

Лауреат

 

  1.  

Евдокимова

Абжалимова

Ульянова

Лутов

Лысенко

Живодеров

Всероссийская литературная викторина «Литературный клубок»

3 место

  1.  

Живодеров

Никита

Всероссийский конкурс по русскому языку «Еж»

Лауреат

  1.  

Ульянова Ксения

Всероссийский конкурс по русскому языку «Еж»

2 место

  1.  

Гепалова

Ульянова

Всероссийский конкурс «Инфознайка»

Диплом победителя

  1.  

Гепалова

Лысенко

Сидоренко

Чичадиев

Международный  конкурс по русскому языку «Кириллица - 2015»

1 место

2 место

3 место

3 место

  1.  

Живодеров Никита

Всероссийский конкурс «Умный мыслитель»

Русский язык

Диплом I степени

  1.  

Ульянова Ксения

Международный конкурс-игра по окружающему миру «Светлячок»

Лауреат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие  учащихся в олимпиадах

2012-2015 уч.год

 

ФИО

Наименование

(указать. полное название)

Результат

 

Куропко Никита

Лутов Виталий

Иргалиева Карина

Олимпиада  по окружающему миру в рамках  предметной недели

2 место

2 место

1 место

1

Мамышева Валерия

Центр дистанционных предметных олимпиад «ПЯТЁРОЧКА»

Олимпиада по математике

Диплом

3 место

2

Гепалова Анастасия

Центр дистанционных предметных олимпиад «ПЯТЁРОЧКА»

Олимпиада по окружающему миру

Диплом

2 место

3

Гепалова Анастасия

I ПОТОК ВСЕРОССИЙСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД 2015-2016 Г.

Русский язык

Лучший результат на региональном уровне

4

Сидоренко Алексей

I ПОТОК ВСЕРОССИЙСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД 2015-2016 Г.

Математика

Лучший результат на региональном уровне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Исследовательские проекты учащихся

 за 2012 – 2015 уч.год

 

Мероприятие

Ф. И. учащегося

Результат

 

Школьный уровень

  1.  

«День науки» Защита проектов «МИР КОШЕК»

Гепалова Анастасия

Ульянова Ксения

Живодеров Никита

Салинов Руслан

1 место

  1.  

Защита проектов «Профессия – учитель»

Салинов Руслан

Иргалиева Карина

Евдокимова Анастасия

Участие

  1.  

Школьный проект

"Великая война великого народа"

 

Гепалова Анастасия и Евдокимова Анастасия, которые приняли участие практически во всех этапах проекта.

Победители

  1.  

Социально-значимый проект «Встречаем Новый год!»

2 класс

2 место

  1.  

Социально-значимый проект «Встречаем Новый год!»

Коллектив 1 А класса

1 место

  1.  

Проект «Государственная символика»

Мамышева Валерия

Шутова Наталья

1 место

3 место

Муниципальный уровень

  1.  

Районный этап конкурса «Занковцы- это мы»

2 класс

1 место

  1.  

Районный проект "Чёрный стриж - птица 2014 года"

2 класс

Участие

Областной уровень

  1.  

Областной конкурс детского творчества «Новогодние фантазии-2013»

Ульянова Ксения

Участие

Всероссийский, международный уровень

  1.  

Участие в конкурсе литературных работ «Сказка в новогоднюю ночь

Ульянова Ксения

Абжалимова Эльвира

Мамышева Валерия

Участие

  1.  

Всероссийский конкурс "Пасхальное Воскресенье"

Лутов Виталий

Мамышева Валерия

Абжалимова Эльвира

Участие

 

 

Учитель начальных классов Козел Вера Владимировна

Категория: Мои статьи | Добавил: verakozel2016 (08.10.2016)
Просмотров: 3228 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar