Главная » Статьи » Мои статьи |
Семинар «Инновационные формы и методы подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников»
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованной. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %. Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня одаренными детьми называют:
Система моей работы с одаренными детьми
Цель работы учителя с одаренными учащимися: создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
В последние годы в России всё больше внимания стали уделять олимпиадам различного уровня и различных направлений. Если раньше во Всероссийской олимпиаде школьников районного уровня участвовали в основном учащиеся 9-11 классов, то сейчас уже участвуют с 7 класса. А в таких олимпиадах, как «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т. п. дети участвуют уже с начальных классов. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации. В этом и заключается значимость и актуальность олимпиадного движения, поэтому олимпиады являются одним из основных направлений работы с одаренными детьми в школе. Готовить детей к участию в предметных олимпиадах нужно начинать с начальной школы. Работу по подготовке я провожу в течение всего учебного года. С одаренными детьми я работаю 4-ый год. По всем предметам в структуре моего урока я отвожу несколько минут (3-5) для заданий по развитию индивидуальных способностей. Мы решаем кроссворды, разгадываем шарады, ребусы и т.д. Ребята с интересом, увлеченно включаются в работу, пробуют свои силы и получают похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход способствует высокой активности детей и желанию поучаствовать еще раз. С высокомотивированными детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Очень часто в классе провожу викторины по предметам, вопросы подбираю из тематики пройденного материала, включаю в викторины задания, на развитие креативного мышления ( «Мозговой штурм», «Какая из фигур лишняя?», «Верю - не верю!», «Заблудился» и т.д.) Дети с интересом участвуют в таких мероприятиях. Многие пытаются самостоятельно подготовить задания для следующих викторин, я поддерживала их в этом, потому что самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Для этого они объединяются в группы по интересам, начинается работа. Дети с интересом ищут информацию в Интернете школьной библиотеки, где установлен сетевой фильтр, работа же дома требует помощи и контроля со стороны родителей. А кто же, как не они могут им в этом помочь?! В процессе поиска информации для новых викторин, ребята пользуются заданиями из портала «Снейл», где скачивают архивы с примерами заданий по разным конкурсам, также пользуются заданиями из портала «Интеллектуально-творческий потенциал России», где проводятся заочные конкурсы - олимпиады. Ребята охотно пользуются моим личным сайтом, где на страничке «Виртуальная школа» размещена коллекция интернет - ресурсов на викторины, игры, олимпиады, тренажеры, конкурсы. Так же для ребят есть страница «Словари», «Памятки» необходимые для успешной учебы, выполнения домашних заданий, самостоятельного обучения. В качестве одного из путей подготовки к олимпиадам предлагаю задания на дом типа: "Составь аналогичную задачу", "Придумайте ребусы по теме", "Составьте кроссворд», "Придумай продолжение сказочной истории» и т.п. Также в качестве домашнего задания предлагаю олимпиады, используя олимпиадные задания прошлых лет. Рекомендую учащимся пользоваться дополнительной литературой, самостоятельно вести поиск решения проблем. Одной из форм подготовки младших школьников к Всероссийской олимпиаде является участие в различных конкурсах, викторинах. Учащиеся моего класса участвуют в конкурсах, чемпионатах, викторинах таких как: «Русский медвежонок», «Ёж», «Умный мыслитель», «Лингвистический детектив», «Светлячок», «Кириллица», «Муравей», «Вундеркинд» и т.д.; в олимпиадах: I ПОТОК ВСЕРОССИЙСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД 2015-2016 ГГ., Центр дистанционных предметных олимпиад «ПЯТЁРОЧКА», Международные олимпиады «Эверест». При подготовке к конкурсам и олимпиадам мы столкнулись с тем, что нет единой системы действий. Путем проб и ошибок нами выработан пошаговый алгоритм, по которому и происходила подготовка к следующим конкурсам, олимпиадам. Он помог нам грамотно распределить свои силы. 1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно. 2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет. 3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала. 4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ. 5 шаг – оформление работы. 6 шаг – сдача работы. Этот алгоритм помог достичь определенных результатов (см. приложение 1). Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательские проекты моих учащихся за 2012 – 2015 уч.год представлены в таблице (см. приложение 2).
Диагностика успешности
Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня
Примеры заданий педагогической диагностики Оценка заданий от 0 до 3 баллов. Работа завершена. Было ли тебе интересно, было ли трудно, что показалось тебе самым простым, а что самым сложным?
А) Большинство заданий показались мне: очень простыми, лёгкими, средними по трудности, трудными, очень трудным __ ________________ Б) Задания были: интересными, необычными, скучными ________ В) Мне кажется, что эта работа выполнена мною: очень хорошо, нормально, плохо _____________________________________ 2) Если хочешь, напиши, какое задание показалось тебе: а) самым лёгким № ____________________________________ б) самым интересным № _______________________________ в) самым трудным № __________________________________
В данное время выбор олимпиад огромен. Мы с ребятами заинтересовались также Всероссийской олимпиадой для младших школьников по предметам, организованные Центром талантливой молодежи, «Мир конкурсов от Уникум», «Фактор роста» (скриншоты). Результаты деятельности учащихся, представленные выше, позволяют судить о том, что вышеизложенная модель работы с одаренными детьми дала положительный результат. Поэтому, следует продолжить развивающую работу в этом направлении.
Приложение 1. Участие учащихся в конкурсах 2012-2015 уч.год
Участие учащихся в олимпиадах 2012-2015 уч.год
Приложение 2. Исследовательские проекты учащихся за 2012 – 2015 уч.год
Учитель начальных классов Козел Вера Владимировна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 3228 | |
Всего комментариев: 0 | |