Главная » Статьи » Мои статьи

Эссе на тему: «Значение программы «Солнечный мир танца» для целостного образования детей»

Владимир Владимирович Путин во время своего ежегодного послания к Федеральному собранию говорил: «Наши дети мечтают о России, устремлённой в будущее. Смелые мечты всегда работают на большую цель, и мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребёнка, помочь ему реализовать свои устремления. Нужно с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде … "

Дополнительное образование – один из элементов комплексной модернизации отечественной системы образования. Оно развивает дополнительные, творческие и прочие, навыки у детей, т.е. позволяет, в первую очередь, обеспечить достаточную разностороннюю развитость детей и подростков, что немаловажно для полноценного и правильного формирования современной личности.

Дополнительное образование может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; оно может увеличивать "вооруженность" личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Вышеуказанное делает дополнительное образование весьма привлекательным дополнением к основному образованию.

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности. Творчески развитые дети лучше запоминают, у них хорошо развиты коммуникативные навыки. Они обладают отличным воображением и пространственным мышлением, им проще строить планы и выполнять их.

Я считаю, что дополнительное образование - это новое дополнение к основному образовательному процессу, так как дополнительное образование способно решить целый комплекс задач:

- выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;

- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

- обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

- содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

Свою роль как педагога дополнительного образования, используя инновационные направления, я вижу в выполнении следующих задач:

- формировать систему одаренности;

- сохранение и укрепление здоровья;

- научить ребёнка учиться и творить;

- научить ребёнка сотрудничать;

- научить ребёнка успешно жить в современном обществе.

В.А. Сухомлинский не раз оговаривался, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». «Так пусть же перед ним, - писал он, откроется чудесный мир в живых красотах, ярких и трепетных мелодиях, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям». Наверное, этим можно объяснить, что дети любят участвовать в самых различных концертах, выставках, где можно показать себя с новой, неожиданной стороны.

Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». Ребенок бесконечно хочет удивлять и убеждать взрослых в том, что его труд может быть полезным, что он делает дело, он – личность, его вдохновляет самоутверждение. Через труд ребенок открывает в себе лучшие качества.

Так пусть же этот труд будет в движении, грации, пластике!

Являясь учителем начальных классов, в рамках внеурочной деятельности преподаю в своем классе танцевальный кружок. Учебная программа «Солнечный мир танца» разработана в соответствии с Государственным стандартом нового поколения и учитывает современные требования к развитию дополнительного образования детей.

Танцевальная деятельность детей – это яркий эмоциональный путь передачи музыкально - эстетических переживаний. Ведь танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Занятия танцами заряжают всех положительными эмоциями, раскрепощают, развивают пластику, обогащают разнообразием ритмов танцевальный опыт учащихся, в процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности.

Главные цели и задачи моей педагогической деятельности направлены на индивидуальный подход к каждому обучающемуся, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты и способности, научить работать в команде, группе, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни.

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

• групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

• коллективная форма (танец, где участвуют дети разных возрастных групп);

• индивидуальная форма (работа с отстающими детьми).

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе по изучению танца в достижении высокого творческого результата.

Мой инновационный метод представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных элементов по принципу «От простого к сложному». Данный способ включает:

• теоретический компонент (беседа о танце, характере музыки и средствах ее выразительности, объяснение исполнения движений, с учетом возрастных особенностей детей);

• визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями);

• практический компонент (разучивание и отработка элементов танцевальной вариации, закрепление, тренировка мышечной памяти).

В своей работе придерживаюсь следующей последовательности изучения танца:

1. Знакомство с танцем: история; разбор музыкального темпа; определение характера музыки, фигур и манеры их исполнения);

2. Разучивание элементов танца, на которых будут строиться фигуры;

3. Разучивание фигур танца, с учетом их физических особенностей, характера и способностей.

4. Театрализация танца: эмоции, характер, сыгранная история.

Отличие детского танца от взрослого – в сюжетно - игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию.

Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его.

Работа над танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают их к более выразительному исполнению. Это помогает кружковцам представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов его освоения.

Работа в социуме - повышает интерес детей к танцевальному творчеству, желание показать своё умение на уровне школ, на сцене Дома культуры. Это подтверждают неоднократные выступления моих воспитанников на сцене.

В работе с детьми большую роль играет семья, где решающим фактором является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию. Стараюсь как можно чаще общаться, встречаться с родителями, чтобы работа была более эффективной. Данная работа строится на индивидуальных беседах, где родители задают очень интересные вопросы. Я в свою очередь, обращаюсь к родителям с просьбами и поручениями: помочь выучить ребенку роль, создать для него костюм, изготовить атрибуты для занятия или концерта. Родители моих воспитанников – главные помощники в реализации наших идей.

Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к каждому воспитаннику, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха. Если на занятиях педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей воспитанников, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью.

Из выше указанного мы видим, что дополнительное образование является той нишей, где произрастает творческое зерно ребёнка. Отсюда я делаю вывод, что программа «Солнечный мир танца» играет важную роль в создании условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся.

Так как специфика моей работы связана с танцевальным творчеством, своё эссе я хочу закончить словами немецкого поэта, философа, теоретика искусства Ф.Шиллера: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».

Категория: Мои статьи | Добавил: verakozel2016 (22.10.2019)
Просмотров: 265 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar